Актрисе Татьяне Дорониной уже 88 лет и она по-прежнему остается любимой для многих артисткой, несмотря на то, что последние годы она работала по большей мере режиссером и возглавляла МХАТ на протяжении 32 лет.
Поэтому, когда в 2018 году стало известно, что худруком театра стал Эдуард Бояков, многие удивились. С того времени Татьяна Доронина крайне редко выходила в свет. Общественность терялась в догадках: связано это со здоровьем актрисы или же дело в ссоре с Бояковым.
Татьяна родилась в Ленинграде в простой рабочей семье. Жили Доронины бедно, ютясь в скромной коммуналке. В школьные годы Доронина занималась самодеятельностью и с упоением читала Куприна и Тургенева.
Рано определившись с будущей профессией, восьмиклассница записалась на прослушивание в Школу-студию МХАТ. Девушка с блеском прошла три тура конкурса, но когда в Москве выяснилось, что у нее еще нет аттестата, пришлось возвращаться в Ленинград.
Окончив школу, абитуриентка снова отправилась в столицу, и на этот раз ее приняли в ряды студентов театрального вуза.
На втором курсе Доронина закрутила роман с выходцем из интеллигентной московской семьи Олегом Басилашвили, а к окончанию вуза влюбленные сыграли скромную свадьбу.
Первая проблема возникла у супругов сразу после выпуска: Татьяну звали в труппу столичного театра, а вот Олега приглашали в Волгоград. Ради мужа актриса отказалась от перспективной возможности и поехала в провинцию, чего Басилашвили, по ее мнению, не оценил.
Дело в том, что вскоре актера пригласили в Муром на съемки фильма «Невеста». Когда жена приехала в гости, то обнаружила в предоставленной Олегу квартире еще двух артистов — мужчину и женщину. Пробыв в компании один вечер, Доронина заключила, что у Басилашвили интрижка с коллегой.
«Пикантность обстановки была очевидна, она наполняла, являлась атмосферой нечистой комнаты. «Непохожесть» Олега на себя была очевидной и стесняла его самого. Клеймо с названием «все дозволено» Олег носил, еще стесняясь, не чувствуя изнутри, не понимая серьезности болезни, которой он был заражен.
Двусмысленные взгляды актера, цинизм его юмора усугублялись ласковостью ко мне актрисы. Ласковость трусливой суки, которая боится, что ее выгонят, а главное — имеют право выгнать», — писала о ситуации Доронина в книге «Дневник актрисы».
На следующее утро Татьяна собрала свои пожитки и уехала домой. В Волгограде обнаружилось, что она беременна, но как теперь было рожать, если в сердце зрело сомнение?
Да и карьеру пришлось бы надолго оставить… Актриса мгновенно приняла решение и пожалела о нем, только когда узнала, что ждала двойню.
«Я совершила первый страшный грех, который не прощается…» — признавалась спустя годы Доронина.
Однако брак актеров эти события не разрушили: вскоре супругов взяли в «Ленком», где Доронина прославилась благодаря спектаклю «Фабричная девчонка». После премьеры артистку заметил и пригласил в БДТ Георгий Товстоногов.
Молодая женщина в простеньком платье не побоялась поставить именитому режиссеру условие: в театр она перейдет только вместе с мужем. Пораженный смелостью и дерзостью Татьяны, Товстоногов согласился.
В БДТ Доронина стала любимицей худрука, так что остальные актрисы завидовали и плели против нее интриги. Вероятно, под влиянием обстановки характер звезды изменился: от мягкости не осталось и следа. Это и факт, что карьера Басилашвили в то время не была столь успешной, привели супругов к разводу.
По признанию Олега Валериановича, после расставания он словно освободился от гнета, хотя и очень любил жену. Ну а Татьяна Васильевна позднее говорила, что так и не сумела простить мужу измену.
Талантливая актриса недолго страдала от одиночества: ее внимание привлек театральный критик Анатолий Юфит. Расписываться в загсе влюбленные не стали и без штампов прожили вместе три года.
Разошлись артистка и профессор по необычной причине — поговаривали, что Юфит попросту не встретил Доронину с гастролей.
Вскоре на горизонте возник драматург Эдвард Радзинский, ради которого Татьяна бросила БДТ и укатила в Москву. В период брака влюбленные достигли высот в творчестве:
вдохновленный музой Радзинский написал пьесы «Приятная женщина с цветком и окнами на север» и «Она в отсутствие любви и смерти», а Доронина блистала на сцене МХАТа и дважды получала звание актрисы года —
за роли в «Старшей сестре» и «Трех тополях на Плющихе». Когда страсть угасла, супруги расстались без драм и сохранили дружбу.
Отношения актрисы с Борисом Химичевым начались с неприязни: впервые они столкнулись, когда мужчина пробовался на роль в картину «Еще раз про любовь», и Доронина показалась ему настолько высокомерной, что он ушел с кастинга.
Судьба снова свела артистов на подмостках Театра имени Маяковского — в спектакле «Да здравствует королева, виват!» им выпало сыграть пару. Наконец, на гастролях в Новосибирске Татьяна и Борис стали любовниками. Правда, в первое же совместное утро женщина заявила, что или они идут в загс, или все кончено. Химичев опешил, но условия принял.
Следующие несколько лет актер мирился с положением мужа Дорониной: артистка обрела такую популярность и вес в мире искусства, что ее называли не иначе как звездой или королевой.
Нрав у Татьяны был соответствующий, так что отношения становились все более напряженными. Супруги разошлись, но за Химичевым закрепилась слава лучшего любовника театральной дивы.
В начале 80-х Доронина сделала свою пятую попытку построить семью. На этот раз мужа она выбрала не из артистической среды — нефтепромышленник Роберт Тохненко был соседом актрисы по даче.
Роберт старался во всем угодить жене, но в итоге и этот брак рухнул — вероятно, потому что главной страстью звезды оставался театр.
В 1983-м по приглашению Олега Ефремова служившая в «Маяковке» Татьяна Доронина вернулась во МХАТ. Через четыре года учреждение раскололось на МХАТ имени Горького и МХАТ имени Чехова. Первый возглавила Татьяна Васильевна, так что театр стали называть «доронинским».
Нельзя сказать, что для всей труппы звезда стала заступницей и опорой. Так, Ирина Акулова сетовала, что Доронина изначально ее невзлюбила.
Актрисы по очереди играли роль Настены в пьесе «На дне», и более молодую Акулову зрители принимали лучше. После шести лет вражды и притеснений Ирина Григорьевна уволилась из театра.
Впрочем, конкуренция в театральной среде существовала всегда, и Доронина в свое время тоже испытала горечь поражения, когда в «Маяковке» лидерство завоевала Наталья Гундарева. Звезды настолько не переваривали друг друга, что даже дрались за кулисами.
При этом незадолго до кончины Наталья Георгиевна просила передать Татьяне Васильевне свои извинения: обе артистки добились успеха в профессии, делить больше было нечего, а уходить из жизни с чувством вины не хотелось.
Вплоть до конца 2018-го актриса боролась за постоянных артистов труппы и сохранение классического репертуара МХАТа. Затем Доронину сместили с должности: худруком стал Эдуард Бояков, а Татьяне Васильевне отвели пост Почетного президента театра с окладом в полмиллиона рублей.
Через полгода несколько актеров во главе с Лидией Матасовой обратились к президенту с требованием вернуть Дорониной прежнюю должность:
мол, МХАТ без ее контроля превращается в прокатную площадку, а достижения Станиславского уничтожаются. В театре нарастало напряжение, но сама Татьяна Васильевна словно испарилась.
«Она прекратила активное общение после декабрьских событий 2018 года, когда ее «попросили» из нашего театра, назначив президентом МХАТа. Должность эта Доронину совсем не греет. С 1966 года она прослужила в театре. Можете себе представить?» — сетовали коллеги.
Поговаривали, что во МХАТе Доронина не появляется не только из-за обиды на новое руководство, но и в связи с резким ухудшением здоровья. По слухам, актриса лежала в госпитале и ездила в санатории.
На эти тревожные сообщения накладывались рассказы артистов театра, которые превращались в изгоев, заступаясь за прошлого худрука. Так, Андрея Чубченко не пустили на сбор труппы, когда он открыто выразил недовольство действиями Боякова.
Часть труппы отказалась работать под началом нового руководства, семь человек подали в суд на Боякова за снятие с ролей и лишение премий. Все это Эдуард Владиславович называл кампанией против модернизации театра.
«Какое-то количество актеров, которые продолжают числиться, не приняли меня как худрука. Это 10 или 15 процентов труппы, — уверял Бояков. — Пять-шесть человек сказали: «Мы с Бояковым работать не будем, не хотим».
Я на первой встрече сразу отметил: «Если кто-то не хочет со мной работать, будьте честными — уходите. Вы же сейчас будете портить атмосферу». Не все так поступили».
Заявления Эдуарда Владиславовича становились все более резонансными: он утверждал, что Доронину держат в курсе происходящего во МХАТе и предупреждают обо всех премьерах, однако она не выходит на контакт, ссылаясь на проблемы со здоровьем, и получает при этом высокую зарплату. А кого поддерживаете вы: Доронину или Боякова?