Появившийся в 1954 году Годзилла является одним из самых известных монстров в истории кино и символом Японии, где его популярность породила целую сагу фильмов о гигантских монстрах. Он также одержал победу в Голливуде с двумя блокбастерами (1994 и 2014), а его последний фильм «Шин Годзилла» (Хидэаки Анно, Синдзи Хигучи) в прокате Японии побил рекорд по кассовым сборам. Мы расскажем историю самого известного монстра. А вы можете посмотреть фильмы про Годзиллу, чтобы еще раз взглянуть на эту японскую легенду.
Годзилла — международная икона, самый известный монстр, созданный Японией. Футболки, фигурки и всевозможный мерчандайзинг продаются по всему миру. Он появился в комиксах Marvel, у него был мультсериал Ханна Барбера, он был в Симпсонах, разрушая Токио с Гамерой и Мотрой, он появился в видеоиграх, а веселый анимационный короткометражный фильм 1969 года «Бэмби встречает Годзиллу» считается классикой.
Годзилла — эталон японского кинематографа, прошедший несколько стадий: ужасный и разрушительный монстр в своих первых фильмах; герой, который спасает мир, сражаясь с злобными гигантскими существами; и даже ласковое детское существо.
Родился из страха перед атомной бомбой
Хотя это вымышленный персонаж, Годзилла представляет вполне реальный страх: «Он родился из древнего страха японцев перед последствиями атомных бомб, сброшенных в конце Второй мировой войны. Точно так же разрушительная сила Годзиллы — это то, что было бы с Токио, если бы упомянутая бомба упала на этот город.
Это существо с грубой серой кожей, в дополнение к длинному хвосту, которым он также разрушал здания. Его спинные пластины светятся, когда он вот-вот выпустит огонь изо рта. Короче говоря, странный гибрид между разными видами динозавров: тираннозавром, стегозавром, зауроподом и игуанодоном.
Чудовище, родившееся в 1954 году
В том году Иширо Хонда, самый известный режиссер этого жанра, снял фильм на студии «Тохо Япония» про террор монстров, что положило начало жанру, известному как кайдзю-эйга (великие монстры)). Центральная проблема сюжет — ядерный террор.
Годзилла вдохновлен Кинг-Конгом
Также не случайно Годзилла родился всего через два года после успешного переиздания (1952) «Кинг-Конга» (1933). Ясно, что главным источником вдохновения для Хонды был «Кинг-Конг», крупнейший международный успех в области гигантских монстров и один из самых влиятельных фильмов в фантастическом кино.
Все началось с Кинг-Конга и его возрождения в 1952 году, а также с «Чудовища древности» («Зверь с глубины 20 000 саженей», 1953), малобюджетного и не слишком успешного фильма, сюжетом которого было хранение атомного оружия разной мощности и ядерные испытания. Фильм снят по рассказу Рэя Брэдбери. В нем рассказывалось о пробуждении гигантского редозавра из-за атомных испытаний, которые американское правительство проводило в Арктике. Это был повод показать, как человек поставил себя на грань уничтожения ради желания накопить оружие и силу. И в результате невинное существо оказалось бедным динозавром, замороженным миллионы лет назад и что, проснувшись, он почувствовал непреодолимую силу разрушения.
По поводу стремительного успеха «Годзиллы» можно сказать следующее: японцам нужен был герой, который освободит их от всех травм и комплексов после войны. И Годзилла в своей борьбе с другими монстрами— дал им такую возможность. Наконец-то у них появился герой.
Авторы делят японские фильмы о монстрах на три этапа: 1954–1975 годы (эпоха Сёва); 1984–1995 годы (эпоха Хэйсэй) и 1999–2004 годы (эпоха тысячелетия).