Как снимали «Ворошиловский стрелок», почему Говорухин изменил финал фильма, и кого из актеров с нами уже нет?

Станислав Говорухин, безусловно, был одним из самых блистательных отечественных кинорежиссеров. Я бы выделил три его великие работы. Прежде всего, это «Место встречи изменить нельзя» и «Десять негритят«.

Советская школа кинематографа вообще была одной из лучших в мире. Но вот третий фильм сняли уже в пост-советскую эпоху. Он называется «Ворошиловский стрелок».

Из проходной, в общем-то, повести Виктора Пронина Говорухин сделал киношедевр. Кстати говоря, повесть Пронина была частично основана на реальных событиях, но о них как-нибудь в другой раз.

Станиславу Сергеевичу было особенно обидно за старшее поколение, больше всего пострадавшее из-за развала СССР.

Поскольку Говорухин был депутатом Государственной Думы, фильм нужно было снять в сжатые сроки, буквально за 2 — 3 месяца (во время думских каникул). И вот, летом 1998 года съемочная группа отправилась в город Калуга.

Любопытно, что сыгравшая главную роль Анна Синякина не училась на актрису. Как вы помните, до этого в эпизодах Говорухин часто задействовал непрофессиональных актеров.

Ну, например, буфетчица Марианна в «Место встречи изменить нельзя». В 1999 году Синякина училась в театральном училище имени Гнесиных, а актерский факультет РАТИ закончила только через пять лет после «Ворошиловского стрелка».

Но у Анны уже был небольшой опыт в кино — у Карена Шахназарова в «Дне полнолуния». Станислав Говорухин снял пробы с нескольких претенденток (одной из них была ныне покойная певица Юлия Началова), но не мог выбрать лучшую, и позвал Михаила Ульянова.

Тот тоже не сразу остановился на Синякиной, но в конце концов все-таки указал на ее фото, хотя и сомневался. Самого Ульянова Говорухин с самого начала видел в роли старика. Хотя Георгий Жженов тоже очень хотел сыграть в фильме.

Но режиссер посчитал, что лучше Ульянова никто не сможет показать всю силу характера главного героя. Фактически, он «тянул» на себе всю картину. У самого Михаила Александровича была внучка, поэтому, он очень хорошо понимал старика Афонина.

До начала съемок, Илья Древнов (Вадим) не играл в кино. Марат Башаров успел сняться в эпизодах в «Утомленных солнцем» и «Сибирском цирюльнике», а Алексей Макаров в крохотной роли цыгана в сериале «На углу, у Патриарших».

Примечательно, что и Башаров в сцене с бутылкой шампанского, и Макаров с взорвавшимся БМВ играли сами, хотя Говорухин предлагал прибегнуть к услугам дублеров.

Смотрите также:  В 1987 году Гарри Каспаров бросил беременную Марину Неёлову. Сейчас их дочери уже 33!

Кстати говоря, после фильма криминальную троицу узнавали на улицах, отворачивались или оскорбляли. Хорошо, хоть дело не дошло до рукоприкладства, как с Алексеем Полуяном после роли в «Грузе-200».

Но все-таки все трое были актерами, хотя недостаток опыта периодически сказывался. Например, в самом начале работы над фильмом, Говорухин сказал отвернувшемуся Макарову: «Ты видишь камеру?

Так вот, и она тебя не видит«. В самой трагической сцене фильма Древнова хотели снять с голой спиной, но он наотрез отказался. А во время съемок ассистентки режиссера дергали его за ноги, потому что Илья не мог одновременно и двигаться, и произносить текст.

Кстати, Синякину в этой сцене заменила дублерша. Анне тогда было всего 16 лет, и она очень стеснялась. Во время съемок, Михаил Ульянов много общался с Синякиной, обучал актерскому мастерству и давал разные мудрые советы — мол, кино снимут, а тебе дальше жить.

На какое-то время Анна даже поверила, что Михаил Александрович ее настоящий дедушка. Еще одним непрофессиональным актером в фильме стал политик, депутат Госдумы Владимир Семаго.

Но на мой взгляд, он-то как раз справился со своей ролью просто блестяще. Попадание в образ следователя — пошляка и циника получилось буквально стопроцентным.

Как вы знаете, великий русский режиссер Алексей Балабанов часто снимал в своих фильмах непрофессиональных актеров, а многие интерьерные сцены «Кочегара» были вообще сняты в квартире Балабанова, причем по сюжету это — разные квартиры, а на самом деле была одна и та же.

Трудно найти более непохожих друг на друга режиссеров, чем Говорухин и Балабанов, тем удивительнее, что «Ворошиловский стрелок» тоже снимали почти без декораций, в обычных квартирах, которые специально арендовали для съемок.

В уличных сценах играли простые люди, а шахматистов (приятелей старика Афонина) — актеры Калужского драматического театра. Кстати говоря, героини Ирины Розановой (матери Кати) вообще нет в повести Пронина.

Помните «Москва слезам не верит»? Задушевных подруг Катерину, Люду и Тосю сценарист Валентин Черных «списал» со своих теток — сестер матери.

А персонажа Розановой Бородянский придумал в процессе работы над сценарием «Ворошиловского стрелка» — вспомнил одну из своих знакомых «челночниц».

«Ворошиловский стрелок» получился блестящей картиной, одной из самых остросюжетных и драматичных в творчестве Говорухина.

Смотрите также:  Как выглядит самый красивый мальчик в мире и откуда он?

К сожалению, после съемок грянул дефолт, и гонорары тех участников, которые не успели поменять рубли на доллары, просто сгорели. Впрочем, фильм был малобюджетным, много молодых актеров, которым выплатили скромные суммы.

Фильм так и не вышел на экраны кинотеатров, но его показали по телевизору, и критики обрушились на Говорухина — дескать, он оправдывает и романтизирует самосуд.

Впрочем, создатели «Ворошиловского стрелка» как раз-таки говорили о том, что нужно жить так, чтобы самосуд не требовался. А для этого стране требуются перемены.

В повести Виктора Пронина полковник Пашутин серьезно ранен, после выстрела своего сына. Говорухин изменил финал, и согласно сценарию герой Пороховщикова должен был погибнуть.

По мнению актера, это стало бы справедливым возмездием за совершенные деяния. Но по просьбе консультантов фильма из милиции, режиссер все-таки оставил полковника в живых.

На мой взгляд, получилось намного удачнее, чем если бы Пашутин погиб — все-таки, фильм оставляет после просмотра довольно светлые, хотя и противоречивые впечатления, а полковник уже и так достаточно наказан.

А вот Пороховщикову такое решение не понравилось, он даже на премьеру не пришел. Хотя сыграл-то блестяще.

Как сложились судьбы актеров после выхода на экраны «Ворошиловского стрелка»?

Михаил Ульянов (Афонин) — умер в 2007 году, в 79 лет.

Анна Синякина (Катя) — 40 лет, играет в театре, почти не снимается в кино, разочаровавшись в современных режиссерах (после работы с Говорухиным это неудивительно)
Ирина Розанова (мама Кати) — 60 лет, снимается в огромном количестве фильмов
Алексей Макаров (Чуханов) — 49 лет, много играет в кино. У меня была знакомая, которая лично знала Алексея Макарова, она рассказывала, что он очень хороший и добрый человек

Марат Башаров (Зворыгин) — 46 лет, много играет в кино, ведет популярную передачу «Битва экстрасенсов»
Илья Древнов (Пашутин) — 43 года, был женат на известной актрисе Марии Порошиной, очень редко снимается в кино
Александр Пороховщиков (полковник Пашутин) — умер в 2012 году, в 73 года

Сергей Гармаш (капитан Кашаев) — 62 года, играет в театре «Современник» и периодически в кино
Владислав Галкин (участковый Подберезкин) — умер в 2010 году, в 38 лет
Вячеслав Голоднов (Славик Скарлатина) — умер в 2021 году, в 72 года

Источник