Гений советского кинематографа режиссер Леонид Иович Гайдай навсегда вошел в Золотой фонд отечественного кино. Его комедии выделяются яркой эксцентрикой, запоминающимися репликами и не менее динамичными сюжетами.
Но успех любого фильма на половину зависит и от актёров, которые воплощают замысел режиссера. Как говорил другой гений советского кино Сергей Бондарчук.
Что хорошая игра актёра иногда может исправить плохую режиссуру, но никакая, даже гениальная работа режиссера, не поможет, если игра актёров никудышная.
Поэтому Леонид Гайдай очень трепетно относился к выбору исполнителей для своих фильмов. Но помимо творческих способностей того или иного артиста, для него была не менее важна и его человеческая сущность.
Плохие по характеру коллеги не уживались с Гайдаем, хотя он сам обладал не самым лучшим характером. Он был требователен и придирчив, а также злопамятен и обидчив.
Но у любого гения всегда есть простые человеческие слабости и Леонид Иович Гайдай не был исключением.
Этим объясняется то, что он переставал снимать даже очень талантливых актёров, если те подводили его в чём-то не только на работе, но и вне съемочной площадки.
Евгений Моргунов
Только ленивые не писали о конфликте Леонида Гайдая с Евгением Моргуновым. Причем эта история уже обросла множеством подробностей, половина их которых всего лишь выдумки, ставшие легендами.
Но тем не менее, после премьеры фильма «Кавказская пленница…», Гайдай убежденно заявил журналистам, что комическое трио (Бывалый, Трус и Балбес) он больше снимать не будет.
И все понимали, что это из-за конфликта режиссёра с Евгением Моргуновым, который, кстати, по свидетельству очевидцев, и был его инициатором.
Известно также, что Моргунов позже пытался, что называется, отыграть назад, но Гайдай был непреклонен. После фильма «Кавказская пленница…» он больше никогда не приглашал Моргунова в свои фильмы.
Арчил Гомиашвили
Фильм Гайдая «12 стульев» сделал из малоизвестно грузинского актёра настоящую кинозвезду. Перед ним открылись двери московских театров, а лучшие кинорежиссеры приглашали его в свои фильмы.
Несмотря на сложный характер актёра, в целом, Леонид Иович был доволен его работой и планировал снимать артиста и дальше.
И даже то, что Арчил позже переметнулся «в стан врага» и снялся у Георгия Данелии в фильме «Мимино», не очень смущало Гайдая.
Но его возмутил и глубоко обидел другой поступок этого артиста. В начале 1978 года Арчил Гомиашвили в интервью корреспонденту грузинской газеты «Соплис цхавреба» (аналог газеты «Сельская жизнь») рассказал, что, оказывается, знаменитую комедию «12 стульев», по сути, снимал не Гайдай, а он сам (!).
Он сообщил, что знаменитый режиссер почти не участвовал в съемках, так как понял, что Арчил владеет этим произведением лучше, и поэтому самоустранился.
И именно Арчил командовал на съемочной площадке и сам решал, какими должны быть кинообразы героев фильма. Да и вообще, много хвастался, приписывая себе все заслуги в успехе этой комедии.
Наверное, Арчил рассчитывал, что интервью не дойдёт до Гайдая, так как газета выходила в Тбилиси на грузинском языке. Но он не учёл, что у известного режиссера друзья были по всей стране.
И один из таких грузинских «друзей-доброжелателей» любезно переслал Гайдаю эту газету, приложив перевод статьи на русском языке.
Леонид Иович негодовал от такого вранья и навсегда вычеркнул из своего окружения этого актёра. Впоследствии, любители кино заметили, что в своих многочисленных интервью, он никогда не вспоминал имя этого актёра.
Юрий Никулин
Все знают, что с Никулиным Гайдая связывала особая многолетняя дружба. У них было много общего в судьбе (оба прошли войну и лишения), было одно на двоих чувство юмора, и, наконец, они дружили семьями и часто вместе ездили отдыхать с женами и детьми.
Но и такие близкие и почти родственные отношения однажды дали lдовольно серьезную трещину.
Известно, что Гайдай очень трепетно относился к своей работе. Любые сбои или неудачи в съемках очень больно отражались в первую очередь на близких режиссера.
Но особенно его угнетало, когда эти близкие сами создавали проблемы или ломали его планы. Именно так случилось и в их отношениях с Никулиным.
Дело в том, что роль Ивана Грозного и управдома Бунша в сценарии фильма «Иван Васильевич меняет профессию» писалась именно под Никулина. И когда он вдруг отказался сниматься в этом фильме, это было тяжелым ударом для Гайдая.
По поводу мотивов его отказа ходит много версий, и мы вряд ли сегодня уже узнаем правду. Но особенно обидело Гайдая то, что Никулин в итоге «отмазался» от съемок, свалив все на формальный повод, что его, якобы, не отпустило цирковое начальство.
Есть версия, что Никулин даже попросил кого-то из руководства Госцирка позвонить Гайдаю и сообщить об этом.
Но Леонид Иович отлично знал, что Никулина всегда отпускали на съемки, и особенно после уже вышедших триумфальных комедий. У Никулина в цирке была полноценная замена.
И даже когда он не был занят на съемках, то в цирке выступал не каждый день, а по очереди со своим дублером. К тому же, общие друзья однажды шепнули режиссеру, что Никулин слукавил на счет цирка.
Почему это особенно обидело Гайдая? Потому что он считал Никулина своим близким другом, а близкие друзья так не врут, и не отмахиваются по формальному поводу. Это для Гайдая было даже обиднее, чем его отказ от съемок.
Но после этой истории они не стали врагами. Жены и дети продолжали между собой дружить, но Гайдай больше не заводил с Никулиным доверительных бесед. Да и вообще общался с ним редко и мало. И больше никогда уже не приглашал в свои фильмы.
Андрей Миронов
Гайдай давно присматривался к Андрею Миронову. Есть информация, что он всерьез рассматривал Миронова на роль Шурика, но позже выбор пал на Носика, а еще чуть позже на Демьяненко. А Миронов в это время показал себя отличным комиком в фильмах «Три плюс два» и «Берегись автомобиля».
В фильме «Бриллиантовая рука», помимо Миронова, на роль Козодоева пробовались несколько актеров, но Гайдай почти сразу выбрал Андрея. И потом ни разу об этом не пожалел.
В фильме «Иван Васильевич…» в роли Жоржа Милославского он тоже видел только Миронова. И тот уже предварительно дал свое согласие, даже не читая сценария.
Но когда пришло время утверждать актёров, а на роль Ивана Грозного вместо Никулина уже выбрали Яковлева, то у худсовета появились сомнения, что у Миронова с Яковлевым может сложиться достойный дуэт.
Еще ничего не было решено, но Миронов, лишь прослышав об этих сомнениях, быстро переметнулся к Эльдару Рязанову в фильм «Невероятные приключения итальянцев в России», а тот сразу же утвердил его на главную роль, не дожидаясь того, как решится его судьба в комедии Гайдая.
Леонид Иович посчитал это почти предательством со стороны Миронова, ведь теперь совместить съемки актёра сразу в двух главных ролях было почти невозможно, да и пообещал Андрей Гайдаю первому, а не Рязанову.
Короче, Леонид Иович после этого случая больше не интересовался Мироновым как актёром, и никогда не приглашал его в свои следующие фильмы.
Известно также и о некоторых других менее именитых актёрах, которых Гайдая вносил в свой «черный список» за какую-нибудь провинность.
Например, однажды, на съёмку один из «эпизодников» пришел слегка выпивши. Никто бы этого и не заметил, но гример проговорилась режиссеру, что он него пахло спиртным, когда она накладывала грим.
Кстати, эпизод получился на славу, но вечером Гайдай приказал своей помощнице, чтобы она больше никогда не приглашала этого актёра на съемки.
Кто-то скажет, что это мелочь, но именно из таких мелочей и был соткан успех его фильмов, в которых была продумана каждая деталь, каждая секунда экранного времени. К сожалению, сегодня так уже никто не снимает.