Многие ценители кино и профессиональные кинокритики называют Иннокентия Смоктуновского одним из величайших советских актеров, настоящим гением своего времени. При этом жизнь отнюдь не баловала Смоктуновского. Ему пришлось столкнуться со множеством трудностей и испытаний.
Тяжелая юность
Лишения начались с самого детства. Семью Смоктуновского раскулачили, приходилось буквально выживать. Брат Иннокентия не пережил голод. Потом началась Великая Отечественная. Отец Смоктуновского встретил свой конец на фронте.
Юному Иннокентию приходилось много работать, чтобы прокормить семью. В 1943 году его также призвали на фронт. В качестве простого пехотинца он поучаствовал в Курской битве и освобождении Киева. Попал в плен, через месяц сбежал и присоединился к партизанам.
Путь актера
Смоктуновский с детства увлекался выступлениями на сцене и даже участвовал в драмкружке. Поэтому после победы он начал учиться в студии при Красноярском драмтеатре.
Однако наличие в биографии немецкого плена не сулило ничего хорошего. Хоть Смоктуновский и имел боевые заслуги и даже две медали «За отвагу», видимо, он опасался проблем, поэтому уже через год уехал в далекий северный Норильск.
Не имея нормального актерского образования, Иннокентий Михайлович стал постигать профессию на практике. Он устроился в труппу норильского театра, в котором выступало много арестантов из лагеря неподалеку.
В 50-х он перебрался на юг страны, где сменил несколько театров. Только в 1955 году Иннокентий Смоктуновский приехал в Москву, чтобы стать по-настоящему известным актером. В столице самородок из провинции несколько лет искал свое место.
Долгожданная слава
Наконец талант Иннокентия Михайловича оценили в знаменитом БДТ Товстоногова. Звездный час Смоктуновского настал, когда по случайному стечению обстоятельств ему досталась роль князя Мышкина в постановке по Достоевскому.
Князь Мышкин в исполнении Иннокентия Михайловича стал настоящим событием как в театральной жизни страны, так и в жизни самого артиста. Критики и зрители с восхищением заключили, что отныне Мышкина нужно играть именно так, как это сделал Смоктуновский. Сам Смоктуновский также впоследствии назвал эту роль пиком своего мастерства.
Дальше был стремительный успех в кино, знаменитая роль Гамлета, уход из товстоноговского БДТ в Малый театр, а затем переход во МХАТ к Олегу Ефремову. Очень быстро Смоктуновский стал практически общепризнанным гением в актерской профессии.
Долгожданная слава
Но если зрители были в восторге от Иннокентия Михайловича, то коллеги не слишком его любили. И, возможно, дело было не только в банальной зависти.
Несомненно, многим актерам не нравилось, что какой-то самоучка из глухой провинции, который начал покорять столичную сцену аж в 30 лет, вдруг стал звездой первой величины. Но сыграло роль и поведение Смоктуновского.
Дело в том, что Иннокентий Михайлович работал не так, как большинство актеров. Во время подготовки к роли он предпочитал отдаляться от коллектива. Не общался с другими артистами, а погружался в себя и будто копил внутреннюю энергию.
Смоктуновский старался максимально следовать системе Станиславского, поэтому не выходил из роли даже в перерывах между работой. Неудивительно, что в общении с другими у него возникали проблемы.
Иннокентий Михайлович мог часами сидеть в гримерке и, например, рассматривать апельсины, игнорируя коллег. Само собой, такое поведение у большинства вызывало недоумение.
Как и все гении, Смоктуновский мог иметь некоторые странности. Но именно такая маниакальная увлеченность делом и помогла Смоктуновскому обрести статус легенды.
И какой бы ни была жизнь Смоктуновского, одно можно сказать точно — он был крайне неординарным человеком, заслуживающим внимания.