Племя хуаорани насчитывает всего 4 тысячи человек. Они живут в джунглях восточного Эквадора.
Питаются обезьянами, которых охотники подстреливают, выдувая отравленные иглы из специальных трубок, готовят пищу на костре и не знают другой одежды, кроме набедренных повязок.
Даже стопы у них эволюционировали не так, как у остального человечества, — у хуаорани они совершенно плоские, потому что так удобнее карабкаться по деревьям в погоне за обезьянами.
В дождевых лесах Эквадора нет ни ресторанов, ни магазинов. Поэтому, если представитель племени Хуаорани захочет поесть, ему придется взять длинную охотничью трубку и подстрелить из нее обезьяну.
Хуаорани не хуже мартышек передвигаются по деревьям и способны часами висеть на ветвях в засаде в ожидании приматов, которых убивают отравленными стрелками, выдуваемыми из специальных трубок. В племени хуаорани меньше 4 тысяч человек.
Ограниченность генного состава вкупе с постоянным лазаньем по деревьям привели к тому, что у представителей племени развилась особая, совершенно плоская форма стопы.У многих хуаорани по шесть пальцев на ногах и руках.
Основа их рациона — мясо обезьян. Кроме того, они питаются мясом пекари и туканов, а также травами и плодами, которые женщины собирают в лесу.
Пекари — еще более завидная добыча: мяса крупного животного хватает надолго. Пекари — дикая свинья, широко распространенная в Южной Америке.
Хуаорани живут невдалеке от Рио Напо, реки, впадающей в могучую Амазонку на близлежащей территории Перу.
Британский фотограф Пит Оксфорд, сделавший эти снимки, рассказывает: «Индейцы хуаорани — лесные люди, живущие в гармонии с окружающей природой.
Сегодня перед ними стоит опасность радикальных изменений в их традиционной культуре, поскольку неподалеку от их территории началась добыча нефти.
Кроме того, по соседству с ними находится национальный парк и биосферный заповедник Ясуни. Тем не менее, пока они по-прежнему едят обезьян и пекари, стреляя в них из своих трубок и закалывая их копьями».
Хуаорани, которых еще часто называют «ваорани» или «ваос», — племя американских индейцев, испокон веку проживавшее на своей территории. Их язык не похож ни на один другой, в том числе на язык куэча, широко распространенный в Эквадоре.
«На моем веку мир стал свидетелем массового сокращения числа аборигенных культур и накопленных ими знаний. Мы становимся все более похожими друг на друга. Меня это беспокоит.
Одна из главных радостей для меня — проводить время с людьми, которые на меня не похожи. Я всегда помню о том, что, когда я попадаю в племя с чуждыми мне привычками и обычаями, на самом деле, в этот момент чужак — я, а не они».
У хуаорани сохранилось традиционное половое распределение ролей: мужчины племени ходят на охоту, женщины растят детей.
В Эквадоре обитает более 300 видов обезьян, и ни один из них не находится под угрозой сокращения численности, так что охота на них не вредит экосистеме.
Из-за постоянного лазанья по деревьям и частых родственных браков ступни хуаорани отличаются от ступней большинства людей на Земле — они растопыренные и плоские, к тому же на них часто бывает по шесть пальцев.
Охотники племени не брезгуют добывать туканов: индейцы с удовольствием употребляют их в пищу.
А вот попугаи для хуаорани — не пища: они с удовольствием держат их в качестве домашних любимцев.
«Племя приняло меня со всем возможным гостеприимством, — говорит Пит Оксфорд. — Они предлагали мне все, что у них было.
К сожалению, я не мог ответить им тем же. Я жил в небольшой палатке и запирал ее на замок. Хуаорани воспринимали мои компьютерные кабели как отличную подвеску, на которую удобно подвесить пекари, но без них я не смог бы работать».
Дети с нетерпением смотрят на то, как женщина готовит целого пекари на открытом огне.
Мужчина делает ожерелье из птичьих перьев. Члены племени зарабатывают небольшие деньги, продавая туристам сувениры.
Как у многих южноамериканских индейцев, у хуаорани есть обычай растягивать себе мочки ушей и носить в них серьги из кусков кости или дерева. Эта мода распространена как среди мужчин, так и среди женщин.
Бабушка и внук. Размером ушей бабушка обязана многолетней привычке к массивным серьгам.
«Мне не нравится то, что человечество постепенно становится однородным, — говорит Пит Оксфорд. — Поэтому я стараюсь сохранить информацию о древних культурах для наших потомков».