Известный журналист, писатель и документалист – Леонид Геннадьевич Парфенов в конце 90-х и начале 00-х годов был еще и одним из самых популярных отечественных телеведущих.
Его авторские телепроекты имели огромный успех, а сам он пять раз становился лауреатом престижнейшей национальной телевизионной премии ТЭФИ.
Более всего Леонид Геннадьевич прославился как автор и ведущий информационно-аналитической телепередачи «Намедни», а также создатель документальной серии фильмов «Российская империя».
Но, несмотря на все свои достижения и заслуги, а также любовь зрителей, в середине 00-х годов из-за возникшего конфликта с руководством, Парфенов был уволен с одного из центральных телеканалов.
Причины конфликта, приведшие к увольнению топового телеведущего, вызывают немало вопросов, а после того, как он пропал с экранов, ходили упорные слухи о его эмиграции, которые, впрочем, не подтвердились. Сейчас Леонид Геннадьевич продолжает заниматься своим любимым делом, правда, немного в другом формате.
Леонид Парфенов: биография, семья, ранние годы
Будущий журналист и телеведущий появился на свет в городе Череповец, что в Вологодской области, в 1960-м году, 26-го января, в простой советской семье, и был старшим из двоих сыновей у своих родителей.
Глава семейства был инженером-металлургом, и трудился на местном металлургическом комбинате ведущим специалистом по электротехническим сталям. Мама работала простым учителем истории в школе.
В 1966-м году в семье родился второй ребенок, которого назвали Владимиром. Младший брат Леонида стал предпринимателем, и ныне он владеет крупной компанией по продаже медицинского оборудования.
Родственники по материнской линии были уроженцами живописной деревни Улома, где мальчики часто бывали в детстве (согласно переписи 2010-го года, население деревни составляло всего три человека).
В школьные годы маленький Леня тяготел к гуманитарным предметам, а более всего мальчика увлекала история. Эта любовь передалась ему от матери. По воспоминаниям самого телеведущего, у него еще в раннем возрасте сложилось тонкое ощущение истории как процесса.
Мальчик много читал, рано научился правильно формулировать и грамотно выражать свои мысли. Еще в подростковом возрасте он начал печататься в различных советских изданиях, и уже тогда понял, что хочет связать свою жизнь с журналистикой.
В 1973-м году тринадцатилетний Леня на Всесоюзном съезде юных корреспондентов в «Артеке» был отмечен грамотой «Лучшему юнкору “Пионерской правды”».
А через два года школьник написал свою первую большую работу, посвященную подростковой драме кинорежиссера Сергея Александровича Соловьева «Сто дней после детства».
После получения аттестата молодой человек отправился в Северную столицу, где стал студентом Ленинградского университета, избрав для себя факультет журналистики.
В общежитии он проживал вместе с иностранными студентами, близко сдружился с ребятами из Болгарии, благодаря чему за годы учебы неплохо освоил болгарский язык.
Журналистская деятельность
В студенческие годы статьи Леонида регулярно появлялись на страницах авторитетных советских изданий. В частности, он печатался в «Московских новостях», «Огоньке», «Красной Звезде» и даже в «Правде».
После окончания обучения Парфенов стал корреспондентом издания «Вологодский комсомолец», где писал статьи на различные актуальные темы.
Нередко он писал об искусстве, современной молодежной культуре и модных веяниях. Среди его работ можно найти заметки о рок-клубах из Северной столицы.
К слову, в тот период Леонид сдружился с начинающим рок-музыкантом и поэтом Александром Башлачевым.
А в сентябре 1984-го года, в квартире у журналиста произошло судьбоносное знакомство молодого рокера с известным музыкальным критиком и рок-обозревателем Артемием Троицким, который впоследствии помог ему организовать первые «квартирники» в Москве и Ленинграде.
Параллельно Леонид устроился работать на телевидение в родном городе, и трудился там несколько лет, до своего отъезда в столицу в середине 80-х годов.
Переезд в Москву, карьерный взлет
Молодой и талантливый журналист попал в команду Центрального телевидения, где стал спецкором молодежной редакции. Параллельно он трудился корреспондентом телепрограммы «Мир и молодежь».
Ближе к концу 80-х годов Леонид решил перейти на «Авторское телевидение», и всего через год представил документальную картину под названием «Дети двадцатого съезда», повествующую о шестидесятниках. Эта работа была создана совместно с продюсером и режиссером Андреем Леонидовичем Разбашем.
На заре 90-х годов начинающий телеведущий вел авторский проект «Намедни», но вскоре его отстранили за «неправильные» изречения относительно происходящих в стране событий.
Однако, уже в следующем году журналист создал цикл телепередач «Дело», повествующий о важных событиях в стране и мире за 1991-й год.
Следующие несколько лет Леонид работал на Первом канале Останкино, где вел авторский проект-наблюдение «Портрет на фоне». Начинал он с выпусков об известных политических деятелях, но позже решил переключиться на знаменитостей и ярких представителей культуры разных поколений.
Стоит отметить, что Парфенов брал интервью у культового отечественного актера – Евгения Павловича Леонова, которое, к сожалению, оказалось для Народного артиста СССР последним.
На телеканале «НТВ» Леонид Геннадьевич работал практически с момента его основания. Там же он решил снова попробовать запустить свой проект «Намедни», как еженедельную неполитическую программу.
В следующем году его проект был признан лучшей телевизионной программой года, а еще год спустя получил номинацию на премию ТЭФИ, как «Лучшая передача об искусстве».
Но в середине 90-х годов журналист решил поменять формат своего детища из «информационного проекта неполитических новостей» в «цикл документальных телепередач». Такие перемены были связаны с целью подъема рейтинга телепрограммы у зрителей.
Обновленный проект оказался настолько успешным, что продержался в эфире практически до середины 00-х годов, до самого увольнения Леонида Геннадьевича.
Свою первую статуэтку ТЭФИ телеведущий получил в 1995-м году за развлекательный телепроект «НТВ – Новогоднее ТелеВидение».
Пятнадцатого марта того же года, после трагической гибели своего коллеги – Владислава Николаевича Листьева, он провел выпуск его ток-шоу «Час пик».
Среди других ярких телевизионных проектов Парфенова нужно упомянуть цикл музыкальных фильмов «Старые песни о главном». Также он вел разговорный проект в жанре интервью «Герой дня».
В конце 90-х годов, на протяжении двух лет являлся главным продюсером «НТВ». Под руководством Леонида Геннадьевича был запущен нашумевший проект «Про это», ведущей которого стала Елена Ханга. С ней же он некоторое время вел отечественную версию игрового телешоу «Форт Боярд».
В начале 00-х годов была запущена программа «Страна и мир», которая продержалась в эфире сравнительно недолго, затем была отправлена «в отпуск», а вскоре закрылась.
Конфликты на работе и увольнение
За свою прямолинейность, острые, порой саркастические высказывания, ведущий и тележурналист нередко попадал в опалу.
Его проекты с завидной регулярностью удостаивались престижных телевизионных премий, но в начале 00-х годов конфликты с руководством стали серьезным препятствием в работе Парфенова.
Небывалый общественный резонанс спровоцировал выпуск программы «Намедни», в котором телеведущий в сатирической форме высказывался о новом гендиректоре «НТВ».
Вскоре после этого из телепрограммы убрали уже отснятый сюжет о книге «Байки кремлёвского диггера», написанной журналисткой Еленой Викторовной Трегубовой. О произошедшем Леонид Геннадьевич сообщил непосредственно в эфире своего проекта.
Несколько месяцев спустя произошла очень похожая ситуация, когда журналист решил поставить в новый выпуск «Намедни» интервью вдовы погибшего идеолога Чеченской Республики Ичкерия Зелимхана Абдулмуслимовича Яндарбиева.
Однако, сделать это ему запретили, якобы, по просьбе спецслужб, дабы не оказывать никакого влияния на процесс над подозреваемыми в ликвидации Яндарбиева россиянами.
Примечательно, что упомянутый сюжет уже был ранее показан в нескольких регионах. Леонид Геннадьевич, узнав о запрете, решил не сдаваться и опубликовал на страницах издания «Коммерсантъ» текст приказа, запрещающего транслировать сюжет, а следом привел полный текст упомянутого интервью.
Такую выходку журналисту и телеведущему уже не простили. Руководство телеканала сочло его поведение недопустимым нарушением корпоративной этики. После этого проект закрыли, а самого бунтаря попросту уволили.
Личная жизнь документалиста
О своей личной жизни журналист говорить не любит, однако известно, что у него на этом фронте все стабильно и благополучно. Со своей будущей супругой – выпускницей МГУ Еленой Львовной Чекаловой он познакомился в 1986-м году.
Лена была дочерью известного журналиста издания «Советская Россия» – Льва Чекалова и его жены – лексикографа, составителя и редактора словарей.
Все началось с того, что однажды подруга дала Лене почитать статью о популярной рок-группе «Аквариум» и её лидере.
Девушка была поражена манерой подачи материала, и заявила, что хотела бы лично пообщаться с автором этой работы. Впрочем, вскоре её желание сбылось, и судьба свела их с Леонидом на одном столичном мероприятии.
Их отношения начинались с дружеских, но быстро переросли в романтические. Девушка была на семь лет моложе избранника, но разница в возрасте не стала для них помехой, и в 1987-м году они официально зарегистрировали свои отношения.
В следующем году в семье появился первенец – сын Иван, а еще через четыре года Елена подарила супругу дочку Марию. Родители не жалели денег на то, чтобы их наследники получили хорошее образование.
Иван – экономист по образованию, учился в Германии, Великобритании и Италии. Некогда он занимался продвижением интернет-проектов, но последние несколько лет мужчина возглавляет компанию по управлению цифровым маркетингом и развитию цифровой продукции.
Иван состоит в браке с Марией Бройтман – наследницей известного банкира. Пара воспитывает двоих общих детей: сына Михаила, которому ныне три с половиной года, и дочку Беллу, ей в этом месяце исполнится два года.
Дочка Мария получала образование в Италии, и защитила диплом университета ресторанно-гостиничного бизнеса. Позднее она стала экспертом по вопросам дислексии и неуспеваемости у детей и подростков, а также основала Ассоциацию родителей, чьи дети столкнулись с такой проблемой.
Мария длительное время состояла в отношениях с известным предпринимателем – Андреем Муравьевым, за которого собиралась выйти замуж. Но на сегодняшний день она не замужем, и собственными детьми пока тоже не обзавелась.
Леонид помог своей жене Елене издать кулинарную книгу, которую женщина написала, основываясь на собственном опыте ведения кулинарной телепрограммы под названием «Счастье есть!» на Первом канале.
Кроме того, супруги вместе написали и издали книгу о работе на телевидении, вышедшую под названием «Нам возвращают наш портрет». Позднее, уже в 2019-м году, Елена Львовна стала вести собственную авторскую колонку в издании «КоммерсантЪ».
Чем телеведущий занимается после увольнения
После увольнения с телеканала Леонид Геннадьевич несколько лет проработал главным редактором еженедельного издания «Русский Newsweek».
Помимо этого, он приложил руку к созданию ряда документальных фильмов, таких как «Цвет нации», «Зворыкин-Муромец», «О, мир — ты спорт!», «Хребет России» и многих других.
Был членом жюри популярного талант-шоу «Минута славы», а также снимался в рекламных роликах и играл эпизодические роли в художественных фильмах.
Пару лет назад в прессе поползли слухи о том, что журналист вместе со своей супругой собирается переехать в Германию на постоянное место жительства.
А началось все с того, что их сняли в столичном аэропорту, на регистрации рейса «Москва — Франкфурт-на-Майне». Позже масла в огонь подлила сама Елена Львовна, выложив в соцсети фотографию из самолета с подписью: «все».
Впрочем, позднее публикация из аккаунта женщины исчезла, а сами супруги возвратились домой, отметив, что улетали на отдых. Сам же Парфенов в интервью заявил, что эмигрировать не собирается.
Добавим, что, по некоторым данным, у супруги телеведущего давно имеется израильское гражданство, а у него самого – вид на жительство в этой стране.
В последние годы журналист и документалист не работает на телевидении, но вместо этого он ведет собственный канал на «YouTube», который носит символичное название «Парфенон».
Выпуски, которые создает Леонид Геннадьевич, пользуются успехом у пользователей Сети. Очень похоже на то, что на телевидение Парфенов пока возвращаться не планирует.
Его знамениты проект «Намедни» также теперь выходит на YouTube-канале журналиста, правда, из-за разгоревшихся споров по авторским правам с телеканалом «НТВ», пришлось изменить название на «#нмдни».