Режиссер Татьяна Лиознова к 1981 году была достаточно популярной и состоявшейся. За ее плечами снятые «Три тополя на Плющихе» и «Им покоряется небо»,
которые получили награды на различных фестивалях, даже международного уровня. Сериал «Семнадцать мгновений весны» буквально сразу после выхода стал настоящим народным любимцем.
Из-за этого, многие не понимали, почему Лиознова решила ставить музыкальную комедию по сценарию Анны Родионовой, которая, к слову, написала историю за несколько дней.
Текст опубликовали в журнале, нашелся режиссер, который хотел это снять. Но редсовет «Мосфильма» требовал переделать то одно, то другое, то третье. После очередной правки нервы автора не выдержали, – она плюнула и закинула папку куда подальше.
Спустя три года эту историю откопали студенты ВГИКа. Лиознова попросила их найти что-нибудь малоизвестное, позабытое и снять несколько сцен. Кто-то принес «Карнавал».
Режиссер признавалась, что история ее тронула, – она вспомнила, как сама, отучившись во ВГИКе, была вынуждена хвататься за любую работу.
Начало карьеры Лиозновой в 1949 году совпало с периодом восстановления советской экономики после войны, – фильмов в тот период снимали катастрофически мало. С киностудии им.
Горького, куда молодая специалистка попала по распределению, ее уволили. Сказали, что временно, но следующие четыре года она едва сводила концы с концами. Будущая звезда режиссуры жила с матерью, та была профессиональной швеей.
Лиознова помогала делать выкройки, а заодно подрабатывала и дворником, и костюмером. Она всегда называла «Карнавал» – личной историей.
Сценарий напомнил ей тот сложный период жизни и заставил взяться за работу. Режиссер сразу решила, что сделает из социальной драмы что-то наподобие мюзикла с юмором, песнями и танцевальными номерами.
На главную роль пригласила Ирину Муравьеву, которая снялась в ее предыдущей картине «Мы, нижеподписавшиеся». Актрисе тогда было 32 года, а на экране предстояло воплотить юную выпускницу школы
«Это только вопрос мастерства, – сказала режиссер актрисе. – Не ты первая, не ты последняя».
Она не возражала, хотя для роли пришлось худеть, учиться танцевать и кататься на роликах. Остальные исполнители тоже перекочевали из предыдущей работы, – Клара Лучко была утверждена на роль Жозефины Викторовны, а Юрий Яковлев стал папой Нины.
Муравьева готовилась интенсивно. Она помногу часов репетировала танцевальные номера (те, что героиня видит в театральном вузе) с ансамблем «Ритмы планеты».
Когда актриса вместе с Театром имени Моссовета, в котором тогда трудилась, отправилась на гастроли в Киев, – танцоры поехали за ней. Ей приходилось вставать ни свет, ни заря, чтобы отработать новые движения, – потом были репетиции и спектакли.
Но еще хуже ей давалось катание на роликах. Они были с двойными колесами, что сводило на нет всякую маневренность. Муравьева отмечала, что даже когда начались съемки, на ногах все еще были заметны синяки от падений, – их приходилось замазывать.
Провинциальный Оханск снимали в Калуге. Город находится недалеко от Москвы, и в начале 80-х там было все, что требовалось режиссеру, – улицы с двухэтажными домами, во дворе которых сушится белье, железные колонки с водой,
старинные церкви, а главное, вокзал «Калуга-2», на день сменивший название в сцене прощания Нины с отцом. Но по большей части съемки все же проходили в Москве, – пединститут стал театральным вузом, а Брюсов переулок превратился в Большую Ордынку.
В ходе работы Лиознова много добавила от себя. Так, в изначальном сценарии не было ни сцены в цирке, ни грез с песнями и телефоном, ни скороговорок («Кукушка кукушонку купила капюшон») с орехами во рту.
Когда режиссер стала соавтором сценария, финансирование увеличили и позволили растянуть кино на две серии, – за что в итоге многие критики ее ругали.
Для всех персонажей специально пошили костюмы, в том числе и красное платье для медведя на роликах. Это, кстати, была медведица, цирковая артистка с большим опытом, и у нее, в отличие от людей, с роликами вообще не было проблем, – она отлично каталась.
Главный музыкальный хит – «Позвони мне, позвони» – родился в муках. Эта песня едва не перессорила между собой актрису с режиссером, режиссера с композитором, а композитора с будущей примадонной.
Лиознова долго искала нужные стихи, – перешерстила весь «серебряный век» и современных поэтов. То, что ей подошло, обнаружилось в творчестве Роберта Рождественского,
а музыку заказали Максиму Дунаевскому. Тот переписывал мелодию шесть раз. Каждый раз режиссер заворачивала его работу и заставляла переделывать.
Рассказывали, что после этого композитор каждый раз вздрагивал при словах «Муравьева» и «Карнавал». Дальше – больше. Актриса, конечно, собиралась петь сама.
Но Лиознова уперлась, – ей хотелось, чтобы песню исполнила профессиональная певица и с этой задачей великолепно справилась Жанна Рождественская. Однако после выхода картина композитору пожаловалась Алла Пугачева и упрекнула, что не дали это сделать ей.
Дунаевский пытался было возразить, что Пугачева давно переросла тот уровень, чтобы петь за кадром. «Такую песню бы спела», – парировала звезда. Но самое парадоксальное в том, что после выхода Ирину Муравьеву позвали на «Мелодию».
На студии хотели выпустить пластинку с композициями из фильма. В итоге вся страна потом слушала песни в исполнении не Рождественской, а исключительно Муравьевой, но подмену вряд ли кто-то заметил.
В традиции советского кинематографа было не принято заканчивать фильмы однозначно. Но с «Карнавалом» все оказалось не так просто. Когда в финальных кадрах героиня Ирины Муравьевой выходит на сцену было непонятно, то ли это грезы, то ли прыжок в будущее.
Лиознову потом часто спрашивали о дальнейшей судьбе героини. Та обычно расстраивалась и упрекала задающих подобные вопросы, что, мол, невнимательно смотрели.
Оказывается, в начальных кадрах рядом с портретом Пугачевой висит небольшая афиша с приглашением на спектакль мюзикл-холла, а в главной роли была заявлена Ирина Муравьева. Это объясняло все.
Премьера «Карнавала» состоялась 17 февраля 1982 года. Критики тогда поставили автору в упрек затянутость сюжета и неравномерный ритм повествования, что сбивало градус эмоционального восприятия.
Но простых граждан подобные тонкости не смущали, – за год картину посмотрело более 30 млн человек.
Ирину Муравьеву по итогам опроса «Советского экрана» назвали лучшей актрисой года, а Татьяну Лиознову похвалил сам Эльдар Рязанов, – сказал, что завидует тому, как долго и громко смеются зрители.
Если кому и было плохо после выхода фильма, то только Александру Абдулову. Над ним потом часто подшучивали друзья и коллеги. Подходили и взволнованным голосом говорили, что Муравьева просила срочно ему перезвонить.
Тот начинал метаться в поисках телефона, но вскоре понимал, что его разыграли, – песня «Позвони мне, позвони» звучала везде. А вы любите этот фильм? Сколько раз пересматривали?