Фраза «Хотели как лучше, а получилось как всегда» идеально подходит для родительства: мы подбираем классные игрушки, выбираем лучшие детские сады и школы, самые классные кружки и развивашки.
Но не всегда это идет на пользу детям и семье. О своих ошибках рассказывает мама троих детей, наш блогер Нина Добрынченко-Матусевич.
Я мама трёх школьников: 3, 5 и 8 классы. Мы с мужем из тех родителей, которых принято называть «осознанные»: мы вовлечены в образование и развитие детей, очень за них переживаем.
В результате наши дети испробовали, пожалуй, все существующие модели и форматы образования и пришли… к полной и почти безнадежной академической неуспеваемости.
Я решила разобрать ошибки, которые нас к этому привели. Возможно, мой опыт поможет другим родителям.
Ошибка 1. Боязнь государственных школ
Школа «на районе» всегда казалась нам филиалом ада на земле. Это же обязательная форма, «две клеточки справа» и «родителей в школу» — кошмарные сны нашего школьного детства.
Но сын учился в школе рядом с домом и неплохо. Ушли мы только из-за того, что учительница по математике не ставила ребёнку итоговую оценку выше тройки, хотя он неоднократно побеждал в городских математических олимпиадах.
Ошибка 2. Поиск подходящей модели
Однажды встав на этот путь, мы не смогли остановиться: Монтессори, Вальдорф, развивающее обучение Эльконина-Давыдова, финская модель и прочее.
Всегда казалось, что где-то есть лучше, что существует совершенная педагогическая модель, в которой наши дети будут безоговорочно счастливы. Увы и ах, это не так.
От директора школы, конкретных педагогов и состава класса зависит больше, чем от программы.
В самых демократических школах можно столкнуться с чудовищным хамством, а в самых авторитарных — с достаточной свободой и возможностью выбора.
Ошибка 3. Смена школ
Эта ошибка следует из предыдущей. Мы меняли школы как перчатки, дети не успевали адаптироваться, а сейчас уверены: если что-то пошло не так, всегда можно уйти. Последствия разгребаем до сих пор и, боюсь, это надолго.
Ошибка 4. Школа справится сама
Просто нет. Модель школьного образования устроена так, что 50% на себе тащит родитель (лично или с помощью нанятых репетиторов.)
Не думайте, что найдётся школа, в которой по-другому: что бы вам ни говорили, какими бы родителями вы ни были, вам придётся учиться вместе с ребёнком.
Моя демонстративная позиция «я не буду делать с ребёнком уроки, учить — это задача школы» привела к тому, что у детей сейчас куча пробелов в знаниях.
Ошибка 5. Пиар вместо педагогики
И на старуху бывает проруха, так и на меня — пиарщика и продюсера — вдруг подействовала глянцевая обёртка одной раскрученной сети школ.
Нам напели в уши, как будет прекрасно, мы насмотрелись модного инстаграма и как совершеннейшие балбесы пошли за дудочкой крысолова.
Даже сменили свой прекрасный и престижный район города на заМКАДье. Ну что ж, это стало нам горькой, но наукой.
Ошибка 6. Онлайн заменит офлайн
Мои дети год проучились онлайн, не из-за пандемии, выбор в пользу дистанционки мы сделали осознанно: уроки в зуме, удобная платформа и почти бесплатно. Казалось, мы нашли своё счастье.
Я стала подозревать, что что-то не так, когда поняла, что дети целыми днями молчат. Даже на уроках английского и испанского. Как можно учиться молча?! За весь урок дети говорили только «здравствуйте» и «до свидания».
При этом вроде неплохо сдавали тесты. Правда, когда мы пошли в независимую школу проверить их знания, оказалось, что учебный год прошёл мимо. Как будто его и не было.
Ошибка 7. Всё можно исправить
Сейчас мы как навалимся, как наприглашаем педагогов, как возьмёмся! И быстро все пробелы устраним. Но нет. У старшего катастрофические пробелы по всем предметам.
У среднего и младшего путаница в головах. Впереди лето, будем пахать, вкладывая в том числе деньги, которые мы отложили на отпуск. Но другого пути, увы, нет.